КАТЯ #дети припяти и #легендычернобыля

  документальный рассказ


посвящается всем детям Припяти,

Чернобыля и других населённых пунктов

зоны отчуждения




Решила я навести порядок среди бумаг, а также различных документов и на глаза попался старый истрепанный блокнотик. Я к нему не притрагивалась более 30 лет, боялась в него взглянуть…, я вообще по-прежнему страшусь пересматривать бумаги и фото того, до аварийного периода - уж очень это тяжёлая и страшная страница моей жизни, рана которая с годами так и не зарубцевалась и периодически кровоточит.

С осторожность я стала перелистывать странички исписанные моей рукой и разрисованные моим сынишкой, от малейшего неловкого движения этот, уже исторический, артефакт мог просто рассыпаться. И память помалу стала восстанавливать события того ещё счастливого и беззаботного времени.

В августе 1981-го года я приехала в молодой и необыкновенно красивый город по приглашению директора, носившей гордое звание, детской школы искусств Вахрамова Владимира Игнатьевича. Здесь крайне нуждались в педагоге моей специализации, учитель которая уже работала находилась в декретном отпуске и я оказалась очень кстати, тем более что школа расширялась быстрыми темпами. Припять была поистине детским городом, поэтому учителя, наставники, педагоги, тренера, воспитатели нужны были всё время.

Моя напарница Алла Анатольевна Кириенко на период своего отсутствия передала мне своих учениц. И я приступила к выполнению обязанностей по приобщению юных припятчан к искусству. Я и Аллочка Анатольевна были преподавателями по классу бандуры. Это достаточно сложный украинский народный инструмент, сродни с арфой и фортепиано, имеет хроматический строй и к тому же исполнение на этом инструменте предполагает владение академическим вокалом, т.к. исполнитель не только может исполнять инструментальные произведения, но и вокальные под собственный аккомпанемент. Учениками приходилось очень много репетировать чтобы достичь желаемого мастерства.

В общем на какое-то время наши классы объединились и учен

ицы стали моими подопечными, а потом я ушла в отпуск по уходу за ребёнком и Алла Анатольевна работала с моими учениками. Так дружно и сообща мы учили наших детей то одна, то другая в полном взаимопонимании, это была не только профессиональная, но и личная дружба. Я никогда не разделяла учеников класса     и считала нашими общими. Так было и тогда вначале моего трудового пути.

Девочки были очень старательными и каждая имела какие-то свои замечательные черты, кто-то более музыкален, другая имела прекрасный голос или была артистичной и т.п. 

Любые  детские учреждения обязательно проводили какие-либо состязательные мероприятия: общеобразовательные школы - олимпиады, спортивные - соревнования и чемпионаты, музыкальные - концерты и конкурсы и т.п. И вот однажды завуч школы объявила мне что необходимо выставить ученицу на областной конкурс юных музыкантов по нашей специализации проводимый в г.Киеве. К тому моменту наиболее подготовленная программа была у девочки по имени Катя, несмотря на то что она была ученицей Аллы Анатольевны, я решила выдвинуть кандидатуру на поездку в столицу именно Катюшу. Я не помню как мы обговаривали её поездку с родителями, но  они дали согласие и мы готовились к предстоящему испытанию. 

Я совершенно не помню Катиных родителей, естественно они бывали на родительских собраниях, академических и отчётных концертах, но моя память их вообще не запечатлела, а вот их дочурка очень запомнилась. Она была  лет 12-ти, хрупкая, с косичкой, внимательная и очень трудолюбивая, обладала хорошим и звонким голосом. Для её класса она исполняла довольно сложные произведения требующие виртуозной техники.

И вот мы отправились в назначенный день( это был 1982-х или 1983-й год, точная дата неизвестна) в столицу на областной конкурс. Главным судьёй этого мероприятия была преподаватель Киевского музыкального училища. Юные музыканты с районов Киевской области играли свои программы, за них болели преподаватели и вот наступила очередь выступления Катюши. Она сыграла свою программу безукоризненно, это было отличное выступление, что отметили все присутствующие. Она ярко  выделялась на фоне других конкурсантов и я понимала что девочка явный фаворит конкурса. Но, как это бывает в искусстве, главный судья на І-е место протянула “за уши” столичную конкурсантку, которая явно уступала Катеньке, которой присудили 2-е место. Это вызвало негодование среди присутствующих, но противится было бесполезно. 

К моему удивления, Катя не расстроилась и совершенно спокойно восприняла своё 2-е место, а вот мне было очень досадно за ребёнка и обидно, ведь у неё по-сути украли победу.

Вернувшись домой Катя продолжила заниматься с ещё большим усердием. Вскоре на работу вернулась Алла Анатольевна и её ученики, включая и Катю, вернулись обратно, но я подсознательно всё равно считала их и своими, тем более периодически если кто-то из преподавателей был на больничном или отсутствовал  то другой его заменял и  преподавание не прекращалось.

Девочка была очень талантлива и могла бы стать хорошим музыкантом или учителем, могла бы достичь больших высот. Возможно у неё были подобные мечты, а может она видела себя на другом поприще…, в любом случае она была большой умницей.

И вот случилось непоправимое …

26 апреля 1986-го года мир всколыхнула планетарная катастрофа на ЧАЭС, а 27-го апреля нас всех эвакуировали и мы оказались разбросанными по всем весям.

Мои сыновья всё время были рядом при мне, они терпели все те тягости и скитания которые в одночасье взвалилось на всех нас. Учитель - это как та квочка с цыплятами и вокруг него под присмотром должны быть его воспитанники… именно это чувство постоянно преследовало и меня. Мысли о том как же там мои ученицы не покидало…, хотелось собрать всех в кучу и закрыть собой чтобы защитить. Я уже знала что родители многих припятских детей продолжали находится на ЧАЭС, многие переоблучились и попали в больницы…, понимание того что с детьми может произойти что-то нехорошее не покидало и от этого становилось очень жутко и страшно.

В эвакуации скудную информацию припятчане получали из уст в уста, официальные источники либо молчали, либо беспардонно лгали. Не помню кто, когда и при каких обстоятельствах мне сообщил что Катин отец погиб и похоронен в Москве на Митинском кладбище. Для меня это стало шоком и личной трагедией, но повлиять на что-либо я никак не могла, от нас ничего не зависело.

В сентябре 1986-го года я была направлена на постоянное место жительства в другой город и принята на работу в музыкальную школу преподавателем по классу бандуры. Коллектив меня принял достаточно радушно, но это никак не могло унять ту боль что сидела глубоко в душе. Ко мне в класс поступили другие детки и я начала приобщать их к миру искусства. Дети были разные, с разными музыкальными данными, но я отметила одну из них - по имени Аня ( если память не изменяет - ее звали Аня), она была хрупкая, с косичкой, внимательная и очень трудолюбивой, а ещё она была внешне поразительно похожа на Катю. Я не выделяла детей, но Аня у меня вызывала какое-то трепетное отношение, к тому же она очень хорошо и быстро развивалась в плане игры и пения.

Однажды в школе объявили внутри-школьный конкурс отдела народных инструментов и каждый педагог должен был представить кандидатуру конкурсанта. У меня были только музыканты первоклашки и я понимала что тягаться со старшеклассниками моей ученице будет очень сложно, но я ничего не могла поделать. Из всех моих девочек самой подготовленной оказалась Аня. Я всячески объяснила девочке чтобы она спокойно отнеслась к любой оценке, потому что это только начало и проба творчества, впереди будет много конкурсов и концертов.

Юные музыканты выступали кто лучше, кто не очень…, подошла и Анина очередь. На сцену вышла красивая маленькая девочка и начала играть,  публика замерла от неожиданности - это было блестящее выступление маленького виртуоза. Единогласным решением Аня стала победителем и получила І-е место, она обошла более опытных учеников, старшеклассников - это была заслуженная победа.

Работа с детьми потихоньку продвигалась, другие ученицы тоже демонстрировали свои успехи, я же пыталась опомниться от непоправимых утрат вследствии Чернобыльской катастрофы.

И вот однажды я узнала что оказывается Анютин папа принимал участие в ликвидации последствий  аварии на ЧАЭС и теперь серьёзно болеет - это стало для меня очередным стрессом. Я уволилась по собственному желанию, кардинально сменила профессию и больше к преподаванию не возвращалась.

Тогда свой поступок я никак не могла объяснить ни себе, ни окружающим. 

Сегодня, перелистывая старенький потертый блокнотик я понимаю почему…

Фамилия очень талантливой и необыкновенной девочки Кати  - Ситникова.

Да…, она младшая дочь того самого Анатолия Андреевича Ситникова ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87  ) , её мама Эльвира Петровна до 1988 года работала на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС вахтовым способом( https://meduza.io/feature/2019/06/04/vozmozhno-kto-to-iz-rebyat-vyzhil-blagodarya-moey-pomoschi ).

Этот рассказ я посвящаю всем детям пострадавшим вследствии аварии на ЧАЭС и мечтам которым никогда не суждено сбыться : живым, мёртвым и нерождённым.

6 декабря 2020 г. 


автор: Звезда Полынь ( Валентина Владимировна Михайлова-Донец)

____________________________________________________


1. Преподаватели по классу бандуры Припятской детской школы искусств Михайлова Валентина Владимировна и Кириенко Алла Анатольевна. Фото предположительно 1985-й год, коллективная поездка - экскурсия в г. Киев.





2-3. Михайлова Валентина Владимировна, выступление на музыкальном вечере в припятском ресторане - в городе обычным явлением было проводить музыкальные и различные творческие мероприятия не только в ДК "Энергетик", но и общежитиях, актовых залах, кафе и ресторане. Фото : февраль 1986-го года, последнее предаварийное фото.





4. Припятская детская школа искусств. 





5 - 6. БЛОКНОТ , 1985-86 учебный год, личные и рабочие записи.



7. Алла Анатольевна Кириенко с учениками.






Комментарии

  1. Очень сильный рассказ.
    Не могли бы вы еще, пожалуйста, сделать фотографию этого листа? Очень интересно увидеть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Я планирую дополнить рассказ фотографиями и сканкопиями, но пока это утруднено из-за карантина. Как только у меня появится возможность добраться до сканера то сразу же сделаю и дополню рассказ документальными материалами. Некоторые записи в блокноте сделаны простым карандашом и поэтому только сканер сможет сделать качественное читабельное изображение, я пробовала сделать фото сматфоном, но, увы, очень плохое изображение.

      Удалить
    2. По Вашей просьбе я дополнила рассказ фотографиями.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

ФАНТОМНАЯ БОЛЬ ... рукопись треда Чорна Artemisia в Твиттер

СПОВІДЬ З МЕРТВОГО МІСТА