Дети Чернобыля


#дети_чернобыля #детичернобыля #дітичорнобиля
14 декабря 2019-го г. меня эхом догнала история 30-летней давности и напомнила так что седины на голове зашевелились. Об этом я не рассказывала в моих воспоминаниях, но вот таки наверное пришло и её время.
Периодически я в комментариях вижу : «А почему молчали раньше?»,- отвечаю: «Государство не желало нас слушать, а общество слышать»,- и у тех, и у других без нас делов хватало. Те кто сначала и внимательно читали мой большой тред уже поняли что я не пишу «плач Ярославны» и не героизирую события произошедшие 33 года тому. Чернобыль сделал меня жёстким человеком с абсолютно реалистичным восприятием окружающего. Без соплей и слюней я хочу рассказать об одной очень уважаемой мною чернобыльской семье и её реальном подвиге в событиях того времени.
Естественно я знаю, но писать ФИО и адрес не стану и не потому что это какая-то секретность или подобное, а просто без их согласия не имею права.

Итак, семья из 4-х человек: муж, жена, дети сын лет 7 и дочь лет10 жили в г. Чернобыль. Муж занимал ответственную должность районного масштаба, жена работала в торговле то ли завмагом, то ли завскладом, дети учились в школе.
До аварии я их не знала, мы встретились и познакомились уже на ПМЖ и проживали в одном подъезде, поэтому я так хорошо знаю эту семью.
Когда случилась авария Припять была эвакуирована 27-го апреля 1986-го года, а Чернобыль начали выселять после первомайских праздников со 2-го мая.
Отец семейства, по долгу службы, остался в Чернобыле на ликвидации последствий аварии, жена также вынуждена была какое-то время продолжать работать как ответственное лицо, дети были эвакуированы вместе с другими чернобылянами по пионерским лагерям.
И вот осенью когда мы наконец получили квартиры, перезнакомились друг с другом потихоньку начали узнавать кто и как проживал аварию, эвакуацию и т. п.
Отец этого семейства был очень немногословный, не принимал участия в наших чернобыльских «сходках» и бунтарских акциях, держался как-бы в стороне, но и не препятствовал жене помогать нашей импровизированной самодеятельной организации. Оказалось что на ПМЖ он уже прибыл с орденом( не помню каким именно) за боевые заслуги в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и тут нужно заметить что в те времена такие награды давались за очень большие заслуги, но он об этом никогда не говорил, было понятно что он носитель секретной информации и явно давал подписку о неразглашении. В остальном эта семья ничем не отличалась от других эвакуированных с такими же проблемами и нуждами. Все наши дети ходили в одну школу, лечились в одних больницах, т. е. мы достаточно хорошо знали друг друга, иногда ходили друг к другу в гости, пытались наладить и жить полноценной жизнью.
Как-то во время такой посиделки с женой (предмет разговора не помню) их дочка совершенно невзначай рассказала мне о том как в Чернобыле они классом были на ликвидации аварии, это заключалось в том что школьников отправили на реку где они вручную насыпали песок в мешки, которые потом взрослыми грузились в парашюты и вертолётами забрасывались в разрушенный реактор. Я была шокирована и переспросила у матери, а та подтвердила, что детей под видом внеклассной работы, без средств защиты отправили на песок под открытым небом( который к этому времени уже был радиоактивным и жутко фонил), а в классном журнале ещё отмечали кто пропустил «труды».
В итоге у девочки были, неподтверждённые медиками, лучевые ожоги рук, в последствии она часто болела и, если не ошибаюсь, перенесла какую-то операцию.
Спустя время когда готовилось чернобыльское законодательство я была командирована от чернобыльской ветеранской организации на какое-то очередное совещание/заседание/собрание на уровне комитета Верховной Рады и МинЧернобыля и там как раз шёл вопрос о категориях пострадавших лиц. Я выступила с предложением обратить внимание на детей чернобылян которые работали на песке с предложением признать из участниками ликвидации. И услышала в ответ что такого не было и быть не могло, мне было категорично предложено не поднимать эту тему …, короче было этично предложено заткнутся и помалкивать.
Самое паскудное в этом было то что если бы мне это сказали из особого или спецотдела служб, но это были также чернобыльцы. Почему это так произошло я могу только догадываться да и что я могла предъявить, ведь у меня не было никаких доказательств кроме рассказов девочки и её матери. Тогда эта тему так и замолчалась на всех уровнях.
Я понимала что это не детская фантазия и не радиофобия мамы, а факт реально сокрываемый в СССР о привлечении детей к работам по ликвидации последствий аварии... В стране советов ведь такого не могло быть правда?!
В последствии когда поступала гуманитарная помощь я не забывала об этой семье. Тогда нашей уже официальной ветеранской чернобыльской организации было выделено первые 2 путёвки зарубеж и я смогла убедить коллег чтобы одну путёвку в качестве, хотя бы, моральной компенсации выделили этой девочке.
Прошли годы, я уехала из города и потеряла связь с бывшими соседями. Общих интересов и дел больше не было, каждый жил своей жизнью.
И вот 14 декабря решила посмотреть новости по ТВ, интересно было а хоть один канал расскажет о том что в этот день было завершено строительство первого саркофага и мир смог вздохнуть с облегчением не подозревая какой ценой дался этот покой. И на одном из каналов увидела сюжет, вернувший меня на более 30-ть лет назад и заставивший вновь вздрогнуть, где учитель из Чернобыля рассказывал о том как школьники грузили тот самый песок...( видео с 0:37 мин).
33 года прошло и вот она правда, и вот он свидетель. Первая мысль была: «А почему ты молчал ?» и тут же подумала что может и не молчал, а как и я пытался говорить, но ему также «посоветовали» заткнуться и помалкивать ?!
...
Итог: Человечество вздохнуло, отряхнуло пылинки, сменило памперс, переступило через Чернобыль( включая людей) и пошло дальше гадить под себя.
Историей этой, поистине, легендарной семьи заинтересовалась одна журналистка и я попробовала связать её с героями моего рассказа.
Давече получила письмо на электронную почту:"Виктория, здравствуйте! Совсем забыла вам написать, что я ж дозвонилась до  Н****  и он сообщил, что Иван уже, к сожалению, умер, а насчет его жены он ничего не знает. Очень жаль... Хотелось бы, конечно, пообщаться с кем-то из Чернобыля, попробую поискать в Славутиче


ср, 29 янв. 2020 г., 20:13 viktoria polyn < ***@gmail.com>: "

Вот так тихо и незаметно уходят те кому обязан весь мир...
Вечная память погибшим чернобыльцам!

https://twitter.com/GloryToUkraine6/status/1207256779681341442


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ФАНТОМНАЯ БОЛЬ ... рукопись треда Чорна Artemisia в Твиттер

СПОВІДЬ З МЕРТВОГО МІСТА

КАТЯ #дети припяти и #легендычернобыля